Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2021)

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

5-12 1439
Аннотация

Введение. Метафизарная хондродисплазия Мак-Кьюсика (МХДМ) (OMIM: #250250) (гипоплазия хряща и волос) — редкое аутосомно-рецессивное заболевание, основными клиническими проявлениями которого являются непропорциональный нанизм, истончение волос и гипотрихоз. У части пациентов отмечается клеточный и гуморальный иммунодефицит, бронхоэктазы и болезнь Гиршпрунга. Больные имеют повышенный риск возникновения злокачественных новообразований и гипопластической анемии. МХДМ — одно из редких моногенных заболеваний, обусловленных мутациями в гене RMRP, кодирующем не белок, а нетранслируемую РНК. К настоящему времени описано 123 патогенных варианта. Обнаружение клинико-генетических корреляций у больных с различными типами и локализацией мутаций в гене будет способствовать совершенствованию представлений о патогенетических механизмах заболевания и позволит прогнозировать спектр и тяжесть клинических симптомов у отдельных больных.

Материалы и методы исследования. Нами представлено первое описание клинико-генетических характеристик двух российских больных с МХДМ, обусловленной мутациями в гене RMRP, и проведено их сопоставление с литературными данными. Диагноз в обоих случаях был подтвержден при анализе гена RMRP методом прямого автоматического секвенирования по Сенгеру.

Результаты. Анализ особенностей клинических проявлений наблюдаемых нами больных и пациентов, описанных в литературе, показал наличие типичных скелетных и внескелетных проявлений, позволяющих заподозрить наличие МХДМ при клиническом осмотре. У наблюдаемых нами российских больных обнаружена мажорная мутация в популяциях амишей и финнов, n.71A>G, в компаунд-гетерозиготном состоянии с двумя другими: у одного больного с ранее описанной мутацией n.80G>A, а у другого — с вновь выявленной мутацией n.76C>T. Все обнаруженные мутации были локализованы в высококонсервативной области первого домена, которому принадлежит основная роль в функционировании эндорибонуклеазного комплекса.

Выводы. Учитывая малые размеры гена и наличие специфических признаков МХДМ, самым точным и дешевым способом молекулярно-генетической диагностики является определение мутаций в гене RMRP методом прямого автоматического секвенирования по Сенгеру. Своевременная диагностика МХДМ позволяет выбрать правильную тактику наблюдения пациентов с данной патологией. 

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

13-19 644
Аннотация

 

Обоснование. Аномальное отхождение левой коронарной артерии, или синдром Бланда – Уайта – Гарланда — редкий врожденный порок сердца, встречающийся с частотой 1: 300 000 у младенцев, составляющий 0,22% среди всех врожденных пороков сердца и 0,4–0,7% среди критических врожденных пороков сердца. При более благоприятном течении симптомы заболевания обычно появляются между 1-м и 2-м месяцами жизни. На ЭКГ можно выявить характерные признаки ишемии, инфаркта миокарда и гипертрофии левого желудочка. Наиболее информативна ЭхоКГ, позволяющая визуализировать устья коронарных артерий. Хирургическая коррекция является единственным методом лечения порока.

Описание клинического случая. Ребенок Г. в возрасте 1 мес поступил в отделение патологии новорожденных. При осмотре состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание учащено — 50–52 в минуту с втяжением межреберий. Пальпаторно: верхушечный толчок смещен влево на 1 см от левой среднеключичной линии. Перкуторно: смещение левой границы относительной сердечной тупости до передней подмышечной линии. Аускультативно: на верхушке I тон ослаблен, дующий систолический шум с проведением до передней подмышечной линии слева. В ходе обследования ребенку выставлен диагноз: «Острый приобретенный неревматический кардит, вирусно-бактериальной этиологии, диффузный, тяжелое течение». Учитывая отсутствие положительной динамики, состояние ребенка на фоне проводимой терапии миокардита, результаты обследования, было высказано предположение о наличии аномалии коронарных артерий. Ребенок направлен в экстренном порядке в Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии г. Пензы, где диагноз был подтвержден.

Заключение. Несмотря на редкость этого врожденного порока, педиатр может встретиться в практической работе с данным заболеванием. Важным ранним этапом диагностики является тщательный сбор жалоб и анамнеза, а наличие признаков сердечной недостаточности у ребенка — показание для проведения дополнительных методов исследования. При подозрении на поражение миокарда, наличии в крови высокого уровня тропонина и других маркеров повреждения миокарда, признаках ишемии миокарда на ЭКГ и отсутствии положительной динамики на проводимую терапию необходимо исключать патологию коронарных артерий.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

20-27 929
Аннотация

Обоснование. На сегодняшний день избыточная масса тела и ожирение рассматриваются как эпидемия, охватившая миллионы людей во всем мире. Избыточная масса тела у ребенка повышает фактор риска развития ожирения во взрослом возрасте. Пищевые предпочтения формируются в детском возрасте под влиянием экологических, культурных и генетических факторов, последние из которых на сегодняшний день остаются неизученными.

Цель исследования — изучить ассоциацию полиморфных локусов rs5400 гена SLC2A2 (GLUT2) и rs4684677 гена GHRL с избыточной массой тела и с предпочтением углеводов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы. В исследовании приняли участие 92 пациента в возрасте от 3 до 11 лет. 56 пациентов согласились провести оценку пищевых предпочтений, всем пациентам выполнялось генотипирование полиморфных локусов генов SLC2A2 и GHRL.

Результаты. Все пациенты были поделены на группы в зависимости от пищевого поведения (соотношение углеводов в рационе), а также по наличию избытка массы тела. Вероятность употреблять избыточное количество углеводов была выше при носительстве генотипа «G/A» по сравнению с носителями «G/G» гена SLC2A2 (отношение шансов 9,3; 95% доверительный интервал [1,8–47,3]; p = 0,004). Не было получено статистически значимых различий распределения генотипов гена GHRL в группе с перееданием углеводов и в контрольной (p > 0,05). При оценке связи rs5400 гена SLC2A2 и rs4684677 гена GHRL с избытком массы тела у детей статистически значимых различий не выявлено (p > 0,05).

Заключение. Существуют генетические предикторы развития ожирения во взрослой популяции. Так, полиморфные локусы rs5400 гена SLC2A2 и rs4684677 гена GHRL являются фактором риска избыточной массы тела. В нашем исследовании, выполненном на выборке детей, не было обнаружено связи полиморфных локусов вышеобозначенных генов с детским ожирением. Выявлена ассоциативная связь генотипа «G/A» гена SLC2A2 с избыточным потреблением углеводов. Так, отношение шансов употреблять избыточное количество углеводов было выше при носительстве генотипа «G/A» по сравнению с носителями «G/G» составило: ОШ = 9,3; ДИ = [1,8–47,3]; p = 0,004. Возможно, это связано с тем, что данные генетические варианты не являются факторами риска ожирения в детском возрасте. Эти вопросы требуют дальнейшего изучения в рамках развития концепции персонализированной медицины.

ИНФОРМАЦИЯ СОЮЗА ПЕДИАТРОВ РОССИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International.


ISSN 2687-0843 (Online)