Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Одномоментное исследование состояния слуха у учащихся начальных классов в массовой и коррекционной школах

https://doi.org/10.15690/rpj.v3i3.2463

Аннотация

Обоснование. Единственным способом предотвращения отрицательных последствий нарушений слуха у ребенка (нарушение речи, других психических процессов, обучения, социализации) являются ранние выявление патологии и начало реабилитационных мероприятий, что обеспечивают программы аудиологического скрининга детей разного возраста, включая школьников. В Российской Федерации аудиологический скрининг школьников не проводится. Цель исследования — изучение распространенности и структуры нарушений слуха у учащихся массовой и коррекционной (для детей с нарушениями зрения) школ для определения стратегии внедрения аудиологического скрининга школьников в Российской Федерации. Методы. Исследование проводилось у детей двух групп, у которых ранее не диагностировались нарушения слуха: группа 1 — учащиеся 1–4-х классов общеобразовательной школы, группа 2 — учащиеся 1–4-х классов коррекционной школы для детей с нарушениями зрения (г. Санкт-Петербург). Скрининговый этап включал отоскопию, тимпанометрию, регистрацию отоакустической эмиссии, скрининговую тональную аудиометрию. Дети с выявленными отклонениями от нормы в дальнейшем проходили комплексное диагностическое обследование слуха в СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр» с целью подтверждения наличия нарушения слуха и дифференциальной диагностики заболевания. Основной показатель исследования — доля (%) детей с подтвержденной патологией слуха в каждой группе. Дополнительный показатель — доля различных патологических состояний в структуре нарушений слуха, включая долю стойких нарушений и степень тугоухости. Методы исследования: отоскопия, тимпанометрия, скрининговая и стандартная тональная пороговая аудиометрия, речевая аудиометрия, регистрация отоакустической эмиссии и слуховых вызванных потенциалов. Результаты. Среди 183 детей массовой школы при аудиологическом скрининге отклонения от нормы были выявлены у 23%. Из них патология слуха была подтверждена у 19,7% детей. У большинства детей была диагностирована преходящая кондуктивная тугоухость I–II степени, у 3,9% обследованных диагностировано стойкое нарушение слуха (сенсоневральная тугоухость). Среди 148 обследованных учащихся коррекционной школы для детей с нарушениями зрения общая доля детей с подтвержденной патологией слуха достоверно не отличалась, но среди них было в 2,5 раза больше детей со стойкой тугоухостью и детей с более тяжелым снижением слуха. Заключение. Полученные данные подтверждают обоснованность проведения аудиологического скрининга у школьников. Необходимы дополнительные исследования, направленные на разработку протокола аудиологического скрининга детей школьного возраста с учетом особенностей организации сурдологической службы и образовательной системы в Российской Федерации.

Об авторах

Г. Ш. Туфатулин
Детский городской сурдологический центр; СЗГМУ им. И.И. Мечникова; Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи
Россия

Туфатулин Газиз Шарифович, доктор медицинских наук, главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр»

SPIN-код: 2802-5522

тел. раб.: +7 (812) 338-02-03
тел. моб.: +7 (981) 745-3-555

194356, Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 26, к. 4



И. В. Королева
Детский городской сурдологический центр; Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи
Россия

Королева Инна Васильевна, д.п.н., профессор

SPIN-код: 5428-3801

телефон: +7 (812) 338-02-03

Санкт-Петербург



Список литературы

1. WHO. World report on hearing. Geneva: World Health Organization; 2021.

2. Joint Committee on Infant Hearing. Year 2019 position statement: Principles and guidelines for early hearing detection and intervention programs. Journal of Early Hearing Detection and Intervention. 2019;4(2):1–44. doi: https://doi.org/10.15142/fptk-b748

3. Prieve BA, Schooling T, Venediktov R, Franceschini N. An evidence-based systematic review on the diagnostic accuracy of hearing screening instruments for preschool and school-age children. J Am Acad Audiol. 2015;24(2):250–267. doi: https://doi.org/10.1044/2015_AJA?14-0065

4. Denys S, De Laat J, Dreschler W, et al. Language-Independent Hearing Screening Based on Masked Recognition of Ecological Sounds. Trends Hear. 2019;23:2331216519866566. doi: https://doi.org/10.1177/2331216519866566

5. Sarafraz M, Ahmadi K. A practical screening model for hearing loss in Iranian school-aged children. World J. Pediatr. 2009;5(1):46–50. doi: https://doi.org/10.1007/s12519-009-0008-3

6. Denys S, Hofmann F, Luts H, et al. School-Age Hearing Screening Based on Speech-in-Noise Perception Using the Digit Triplet Test. Ear Hear. 2018;39(6):1104–1115. doi: https://doi.org/10.1097/AUD.0000000000000563

7. Skarzynski H, Piotrowska A. Screening for pre-school and school-age hearing problems: European Consensus Statement. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2012;76(1):120–121. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijporl.2011.10.016

8. Skarzynski H, Piotrowska A, Skarżyński H. Prevention of communication disorders — screening pre-school and school-age children for problems with hearing, vision and speech: European Consensus Statement. Med Sci Monitor. 2012;18(4): SR17–SR21. doi: https://doi.org/10.12659/msm.882603

9. Альшарджаби И., Цыганкова Е. Р. Распространенность тугоухости среди учеников начальных классов в столице Йемена Сана // Вестник оториноларингологии. — 2014. — № 2. — С. 54–57.

10. Al-Abduljawad KA, Zakzouk SM. The prevalence of sensorineural hearing loss among Saudi children. Int Congr Ser. 2003;1240(3):199–204. doi: https://doi.org/10.1016/S0531-5131(03)00913-0

11. Olusanya BO, Okolo AA, Ijaduola GT. The hearing profile of Nigerian school children. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2000;55(3):173–179. doi: https://doi.org/10.1016/s0165-5876(00)00393-1

12. Taha AA, Pratt SR, Farahat TM, et al. Prevalence and risk factors of hearing impairment among primary-school children in Shebin El-kom District, Egypt. Am J Audiol. 2010;19(1):46–60. doi: https://doi.org/10.1044/1059-0889(2010/09-0030)

13. Skarzynski P, Kochanek K, Skarzynski H. Hearing screening program in school-age children in Western Poland. J Int Adv Otol. 2011;7:194–200.

14. Игнатова И.А., Покидышева Л. И. Мониторинг слуха и факторы риска, способствующие развитию патологии слуха школьников г. Красноярска // Российская оториноларингология. — 2011. — № 3. — С. 58–62.

15. Коваленко С. Л. Опыт аудиологического скрининга детей массовых и логопедических групп детских садов // Вестник оториноларингологии. — 2008. — № 2. — С. 56–58.

16. Пашков A.В., Наумова И. В., Намазова-Баранова Л.С. и др. Тональная аудиометрия с применением скринингового переносного комплекса в группах учащихся // Российская оториноларингология. — 2020. — Т. 19. — № 6. — С. 50–56. — doi: https://doi.org/10.18692/1810-4800-2020-6-50-56.

17. Мирхайдарова З.М., Ахмадеева Э. Н., Савельева Е. Е. Распро страненность патологии органа слуха среди учащихся начальных классов г. Уфы // Медицинский вестник Башкортостана. — 2009. — Т. 4.— № 1. — С. 36–39.

18. WHO. Hearing screening: considerations for implementation. Geneva: World Health Organization; 2021.


Рецензия

Для цитирования:


Туфатулин Г.Ш., Королева И.В. Одномоментное исследование состояния слуха у учащихся начальных классов в массовой и коррекционной школах. Российский педиатрический журнал. 2022;3(3):441-447. https://doi.org/10.15690/rpj.v3i3.2463

For citation:


Tufatulin G.Sh., Koroleva I.V. Cross-Sectional Study of Hearing Status in Primary Students in Mainstream and Special Schools. Russian Pediatric Journal. 2022;3(3):441-447. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/rpj.v3i3.2463

Просмотров: 355


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International.


ISSN 2687-0843 (Online)