Разработка и реализация стандарта рабочего места участкового педиатра и медицинской сестры в рамках проекта «Бережливая поликлиника»
Аннотация
Актуальность. В рамках проекта «Бережливая поликлиника» с использованием базового инструмента — метода 5S возникает необходимость разработки унифицированного стандарта рабочего места участкового педиатра и медицинской сестры (СРМ).
Цель исследования. Создание СРМ для организации максимально эргономичной, удобной и комфортной работы персонала во время амбулаторного приема.
Пациенты и методы. Системный, процессный, функциональный, нормативный, 5S.
Результаты. Форма СРМ принимается учреждением самостоятельно с учетом простоты, доступности для понимания и проверки его соблюдения и возможности корректировки при замене оборудования кабинета. СРМ оформляется на бумажном носителе и включает следующие информационные блоки: подразделение (№ педиатрического отделения), № кабинета, ФИО участковых педиатров и медицинских сестер, работающих, как правило, в 2 смены в конкретном кабинете, дата создания, список предметов, находящихся на рабочем столе, схема рабочего места и стандарт уборки рабочего места. В таком виде он находится на рабочем месте в папке участкового педиатра и доступен для ознакомления и пользования как работникам, так и проверяющим. Создание СРМ приводит к: 1) уменьшению затрат времени на поиск необходимых медицинских документов и предметов; 2) сокращению количества ошибок за счет того, что применили что-то неподходящее случаю (материал с истекшим сроком годности, неисправный инструмент и т.д.). Исключаются любые другие несоответствия, например лишние или ненужные движения (эргономический положительный эффект); 3) снижению простоев оборудования, связанных с грязью и мусором; 4) улучшению контроля за порядком (контроль осуществляется быстрее, и проще обнаруживаются отклонения от нормального состояния); 5) повышению ответственности персонала за качество организации рабочего места с одновременным повышением производительности и безопасности труда. Вырабатывается производственная культура и привычки персонала по соблюдению первых 4 шагов 5S. Для проверки в работе использовался утвержденный чек-лист аудита. Анализ эффективности внедрения системы 5S должен проводиться не реже 1 раза в год.
Заключение. СРМ разработан в рамках проекта «Бережливая поликлиника» для создания оптимальных условий организации рабочего места и пространства и является основным инструментом бережливого производства. Создание комфортных условий для работы участкового педиатра и медицинской сестры, выполнения профессиональных операций, поддержание порядка, чистоты, аккуратности. Экономия времени и энергии повышают удовлетворенность медицинских работников результатами труда и качество оказания медицинских услуг. Повышение качества производственных условий, последовательно приводящее к повышению качества труда, является основным и, возможно, единственным путем к эффективному лечению, созданию комфортных условий и удовлетворенности качеством обслуживания детям и сопровождающим их родственников.
Об авторах
К. А. ШаповаловРоссия
Сыктывкар, Республика Коми
В. И. Каторкин
Россия
Сыктывкар, Республика Коми
С. И. Слуцкий
Россия
Сыктывкар, Республика Коми
Г. Ю. Габова
Россия
Сыктывкар, Республика Коми
А. В. Бабкина
Россия
Сыктывкар, Республика Коми
Рецензия
Для цитирования:
Шаповалов К.А., Каторкин В.И., Слуцкий С.И., Габова Г.Ю., Бабкина А.В. Разработка и реализация стандарта рабочего места участкового педиатра и медицинской сестры в рамках проекта «Бережливая поликлиника». Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):342.
For citation:
Shapovalov K.A., Katorkin V.I., Slutsky S.I., Gabova G.Yu., Babkina A.V. Development and implementation of occupational standard for primary care pediatrician and nurse under the "Lean out-patient clinic" project. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):342. (In Russ.)