Расстройство аутистического спектра (РАС) у детей
Аннотация
Актуальность. За последние 10 лет отмечается 10-кратное увеличение детей с РАС. Аутизм сегодня является проблемой мирового масштаба, болезнью XXI века, определяет высокий уровень детской инвалидности, значительную экономическую нагрузку на государство и социально-психологическую — на семью.
Цель исследования. Изучить и проанализировать частоту и сроки выявляемости РАС в г. Ставрополе и Ставропольском крае (СК) для привлечения внимание специалистов с целью раннего выявления детского аутизма и своевременной коррекции данного заболевания.
Пациенты и методы. Исследование проводилось на базе Краевого психологического центра г. Ставрополя и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в составе заведующей консультацией, психолога, дефектолога, логопеда и социального педагога. Материалом послужила первичная медицинская документация (статистические карты и протоколы психологического обследования, разработанные на базе ПМПК). Проанализировано 398 карт детей с РАС в возрасте 1–18 лет за период 2018–2020 гг., проживающих в г. Ставрополе и отдельных районах СК. Результаты. Абсолютное число детей в 2018 г. составляло 130 человек, в 2019 г. — 202, а к 2020 г. — 398 детей. Наименьшие показатели отмечались в Грачевскоми Апанасенковскомрайонах, наибольшие— в г. Ставрополе. На момент исследования в краевом центре проживали 159 детей с аутизмом, в Буденновском, Ипатовском, Апанасенковском и Грачевском районах — 96, 72, 39 и 32 пациента соответственно. 84,5% родителей обращались к психиатру по рекомендации неврологов, 13,3% направлены из ДОУ и лишь 2,2% случаев — самообращения. 71,1% пациентов с РАС воспитывались в полных семьях, более половины (54,1%) — это первые дети в семье. 65,2% пациентов вообще не посещали ДОУ. 88,3% школьников обучались в специализированных коррекционных школах. Лишь 11,8% детей получали инклюзивное образование. У 1/3 детей РАС впервые выявлено в возрасте 3–6 лет, у 1/5 — в 1–3 года. Все дети с аутизмом, выявленные на этапе среднего профессионального образования, либо проживали в отдаленных районах СК, либо воспитывались в социально неблагополучных семьях. Пациенты наиболее обеспечены такими специалистами, как дефектолог, логопед и психолог, составляющими около 40%. Социальные педагоги составляют 29,4%, на 1/6 дети охвачены наблюдением тьюторов. К 2020 г. количество указанных специалистов увеличилось в 2,1– 3,5 раза.
Заключение. В краевом центре установлено двукратное увеличение детей с РАС в 2020 г. по сравнению с 2018 г., зафиксированы поздние сроки доказательного установления диагноза и низкий процент самообращаемости к специалистам (2,2%), что объясняется низкой информированностью населения о проблеме аутизма, нежеланием видеть проблему у своего ребенка, отсутствием осознания родителями ее масштабов. Низкий уровень социальной адаптации связан с отсутствием в городе и крае специализированных групп в ДДУ и классов в общеобразовательных школах.
Об авторах
Н. А. ФедькоРоссия
Ставрополь
О. Е. Рубачева
Россия
Ставрополь
Е. Н. Воронкина
Россия
Ставрополь
Н. А. Лагодина
Россия
Ставрополь
Рецензия
Для цитирования:
Федько Н.А., Рубачева О.Е., Воронкина Е.Н., Лагодина Н.А. Расстройство аутистического спектра (РАС) у детей. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):322.
For citation:
Fed'ko N.A., Rubacheva O.E., Voronkina E.N., Lagodina N.A. Autism spectrum disorders (ASD) in children. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):322. (In Russ.)