Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Цифровые технологии в образовательном процессе как фактор риска формирования нарушений зрения у детей

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. В связи с широким внедрением электронных средств обучения (ЭСО) в учебный процесс важно знать влияние их использования на формирование болезней глаза и его придаточного аппарата, выявлять факторы риска нарушений зрения.

Цель исследования. Оценить влияние использования цифровых технологий в образовательном процессе на динамику формирования болезней глаза и его придаточного аппарата у школьников 1–11-х классов.

Пациенты и методы. Проведено анкетирование учеников 1-х классов —140 человек и 9–11-х классов — 204 человека для выявления интенсивности использования различных ЭСО и динамики частоты встречаемости заболеваний глаза и его придаточного аппарата в период школьного обучения. Диагностика нарушений зрения выполнена путем авторефрактометрии, визометрии, непрямой офтальмоскопии. Обработка данных проводилась методами вариационной статистики в пакете прикладных лицензионных программ Microsoft Office 2010, Statistica for Windows 6.0.

Результаты. Анкетирование показало, что первоклассники широко используют ЭСО. Чаще — компьютер, реже — планшет и ноутбук. По сравнению с первоклассниками старшеклассники в 2,7 раза больше тратят времени на использование ЭСО (р = 0,044). Наиболее часто подростки 9–11-х классов при обучении используют компьютер, значительно реже пользуются ноутбуком (p < 0,05) и планшетом (p < 0,001). Офтальмологическое обследование школьников показало, что за период школьного обучения (к 9–11 классам) в 2,1 раза увеличивается число детей с миопией (p = 0,0098), в 2,5 раза увеличивается частота астигматизма, в 1,4 раза — частота нарушений аккомодации.

Заключение. Увеличение к старшим классам обучения частоты встречаемости болезней глаза и его придаточного аппарата при удлинении времени использования электронных средств обучения в учебном процессе свидетельствует о том, что использование различных цифровых устройств является фактором риска развития нарушений зрения у школьников.

Об авторах

Н. В. Долотова
ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России
Россия

Иваново



О. М. Филькина
ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России
Россия

Иваново



Е. А. Воробьева
ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России
Россия

Иваново



О. Ю. Кочерова
ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России
Россия

Иваново



Рецензия

Для цитирования:


Долотова Н.В., Филькина О.М., Воробьева Е.А., Кочерова О.Ю. Цифровые технологии в образовательном процессе как фактор риска формирования нарушений зрения у детей. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):108.

For citation:


Dolotova N.V., Fil'kina O.M., Vorobyova E.A., Kocherova O.Yu. Digital technologies in learning process as a risk factor of visual impairments development in children. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):108. (In Russ.)

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0843 (Online)