Динамика показателей, характеризующих здоровье детей, находящихся на территории военного конфликта. Влияние реабилитационных мероприятий: когортное исследование
https://doi.org/10.15690/rpj.v4i2.2535
Аннотация
Обоснование. До сих пор остаются малоизученными вопросы, касающиеся показателей здоровья детей, находящихся в условиях проведения боевых действий в младшем школьном возрасте.
Цель исследования — оценка комплексных восстановительных мероприятий по оптимизации показателей здоровья (физических, функциональных и параметров умственной работоспособности) детей младших классов, находящихся в условиях военного конфликта.
Методы. Проведено обследование 419 младших школьников в период с марта 2022 по сентябрь 2022 г. (включительно). Основная группа: 128 человек, проживавших на территории проведения военных действий. Контрольная группа: 291 ребенок, проживавший на мирных территориях. Сравнивались показатели (индекс массы тела, индекс Робинсона, жизненный индекс, силовой индекс, индекс мощности В.А. Шаповаловой, а также умственной работоспособности детей по результатам выполнения корректурной пробы В.Я. Анфимова) перед началом проведения разработанной комплексной реабилитационной программы и через 6 мес после начала ее проведения.
Результаты. Установлено, что у всех младших школьников, проживавших в местах военного конфликта, наблюдалось разной степени выраженности снижение физических и функциональных параметров, а также показателей умственной работоспособности. Комплексная реабилитационная программа способствовала нормализации изученных показателей у эвакуированных (58/86, 56%) детей в сравнении с детьми, оставшимися в местах боевых действий (43/70, 49%). Изучаемые показатели имели наибольшие темпы восстановления в возрасте 7–8 лет. Наиболее уязвимой оказалась подгруппа мальчиков 9–10 лет, постоянно проживающих в условиях вооруженного конфликта. Разработка и проведение комплексной интеграционной программы с применением индивидуальных маршрутов реабилитации оказывали оптимизирующее действие на изучаемые показатели физического и функционального состояний, а также когнитивную деятельность у 101 ребенка основных подгрупп, что составило 78,9%.
Заключение. Под воздействием комплексной интеграционной программы реабилитации наблюдалась оптимизация показателей здоровья у детей, проживающих в местах вооруженного конфликта. Наиболее выраженный эффект наблюдался у детей, покинувших территории обстрелов в результате эвакуации в г. Ростов-на-Дону.
Об авторах
А. М. ЛевчинРоссия
Левчин Артем Михайлович
телефон: +7 (961) 281-67-72
Ростов-на-Дону
И. Б. Ершова
Россия
Ершова Ирина Борисовна
телефон: +7 (959)129-91-55
291045, Луганск, Ленинский район, квартал 50-летия Обороны Луганска, д. 1г
А. Г. Роговцова
Россия
Роговцова Алёна Геннадиевна, ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций
291045, Луганск, Ленинский район, квартал 50-летия Обороны Луганска, д. 1г
телефон: +7 (959) 187-82-74
Список литературы
1. Щербук Ю.А., Булатова Е.М. К вопросу о понятиях «здоровье» и образ жизни // Педиатр. — 2010. — Т. 1.— № 1. — С. М3–М5.
2. Влияние войны на детей / UNISEF. Доступно по: https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/Impact_of_war_on_children. Ссылка активна на 28.01.2023.
3. Smith D. Children in the heat of war. Monitor on Psychology. 2001;32(8):29. Available online: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.2f15408d-63d00a38-b8dcc05c-74722d776562/ https/www.apa.org:443/monitor/sep01/childwar. Accessed on January 28, 2023.
4. Захарова Н.М., Цветкова М.Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям // Психология и право. — 2020. — Т. 10.— № 4. — С. 185–197. — doi: http://doi.org/10.17759/psylaw.2020100413
5. Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Влияние условий проживания в зоне военного конфликта на здоровье младших школьников // Российский педиатрический журнал. — 2019. — Т. 22.— № 6. — С. 373–379. — doi: http://doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-6-373-379
6. Шалькевич Л.В., Малаш А.В. Метаболическая терапия заболеваний нервной системы у детей лекарственными средствами на основе карнитина // Медицинские новости. — 2016.— № 4. — С. 28–32.
7. Коровина Н.А., Творогова Т.М., Захарова И.Н. и др. Эффективность энерготропной терапии при вегетативной дистонии с кардиальными изменениями у детей и подростков // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2008. — Т. 53.— № 6. — С. 21–29.
8. Ключников С.О., Ильяшенко Д.А., Ключников М.С. Обоснование применения L-карнитина и коэнзима Q10 у подростков // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7 — № 4. — С. 102–104.
9. Ключников М.С., Самойлов А.С. Энерготропные препараты в терапии когнитивных нарушений при психических расстройствах // Эффективная фармакотерапия. — 2013.— № 50. — С. 12–17.
10. Харитонова Е.В. Биофармацевтический анализ и фармакокинетика убидекаренона: автореф. дис. … канд. фарм. наук. М.; 2015.
11. Османов И.М., Сухоруков В.С., Каламбет Е.И. Применение коэнзима Q10 в педиатрии // Вопросы современной педиатрии. — 2011. — Т. 10.— № 2. — С. 146–149.
12. Ключников С.О., Гнетнева Е.С. Убихинон (коэнзим Q10). Теория и клиническая практика // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. — 2008. — Т. 87.— № 3. — С. 103–110.
13. Неудахин Е.В., Талицкая О.Е. О целесообразности использования препаратов карнитина при лечении синдрома вегетативной дистонии у детей // Практика педиатра. — 2017. — № 1. — С. 38–45.
14. Калинина М.А., Козловская Г.В., Кремнева Л.Ф. Левокарнитин в детской практике // РМЖ. Медицинское обозрение. — 2018. — Т. 2.— № 10. — С. 40–44.
15. Эффективность и безопасность применения L-карнитина при хронической сердечной недостаточности: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований (реферат) // РМЖ. — 2017.— № 20. — С. 1471–1480.
16. Пашин А.А., Анисимова Н.В., Опарина О.Н. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи. — Пенза: ПГУ; 2015.
17. Гуштурова И.В. Практикум по возрастной физиологии: для студентов институтов физической культуры и спорта. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»; 2018.— 146 с.
18. Ковалевская А.П. Влияние экстремальной ситуации военного конфликта на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста // Вестник Вятского государственного университета. — 2020. — № 2. — С. 142–179. — doi: https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.033
19. Убайдов Д.Т. Страхи детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях вооруженного конфликта // Молодой ученый. — 2023.— № 1. — С. 263–266.
20. Намазова-Баранова Л.С., Елецкая К.А., Кайтукова Е.В. и др. Оценка физического развития детей среднего и старшего школьного возраста: анализ результатов одномоментного исследования // Педиатрическая фармакология. — 2018. — Т. 15.— № 4. — С. 333–342. — doi: https://doi.org/10.15690/pf.v15i4.1948
21. Рыблова М.А., Кринко Е.Ф., Хлынина Т.П. и др. Детство и война: культура повседневности, механизмы адаптации и практики выживания детей в условиях Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской битвы). — Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС; 2015.— 336 с.
22. Захарова И.Н., Ершова И.Б., Творогова Т.М., Глушко Ю.Г. Стресс у детей и подростков — проблема сегодняшнего дня // Медицинский совет. — 2021. — № 1. — С. 237–246. — doi: https://doi:10.21518/2079-701X-2021-1-237-246
23. Захарова Н.М., Милехина А.В. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, возвращенных в Россию из зон боевых действий // Евразийский Союз Ученых. — 2020. — Т. 2. — № 11. — С. 13–18. — doi: https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.2.80.1101
24. Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей // Современное дошкольное образование. — 2021. — № 1. — С. 18–26. — doi: https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10092
25. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на умственное развитие школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 4. — С. 65–67.
26. Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л. и др. Сочетание умственной и физической нагрузки в обучении // Современные научные исследования и инновации. — 2021. — № 12. — С. 31.
Рецензия
Для цитирования:
Левчин А.М., Ершова И.Б., Роговцова А.Г. Динамика показателей, характеризующих здоровье детей, находящихся на территории военного конфликта. Влияние реабилитационных мероприятий: когортное исследование. Российский педиатрический журнал. 2023;4(2):7-16. https://doi.org/10.15690/rpj.v4i2.2535
For citation:
Levchin A.M., Ershova I.B., Rogovtsova A.G. Dynamics of indicators characterizing the health of children in the territory of military conflict. The impact of rehabilitation measures: cohort study. Russian Pediatric Journal. 2023;4(2):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/rpj.v4i2.2535