Химические ожоги. Особенности дидактики обучения первой помощи детей, школьников и подростков
Аннотация
Актуальность. Для обучения детей, школьников и подростков оказанию первой помощи (ПП) пострадавшим при химических ожогах (ХО) предложены алгоритмы современной дидактики.
Цель исследования. Раскрыть в детской аудитории причины, последствия и меры предупреждения ХО.
Пациенты и методы. ХО возникают при попадании на кожу и слизистые оболочки различных агрессивных химических веществ (кислоты, щелочи, соли тяжелых металлов, бытовые едкие композитные жидкости). Происходят в результате несчастных случаев на производстве, при нарушении техники безопасности, неосторожных действиях школьников при проведении опытов на уроках химии и продолжении экспериментов за пределами школы, несчастных случаев в быту. Чаще страдают ладони и пальцы рук, глаза. Тяжесть ХО зависит от: 1) механизма действия вещества; 2) количества; 3) концентрации; 4) глубины проникновения; 5) длительности воздействия; 6) индивидуальных особенностей (реактивности) организма пострадавшего. Классификация ХО по степеням (4). По механизму действия веществ выделяют ХО: 1) концентрированными кислотами (серной, азотной и др.), что приводит к коагуляционному некрозу; 2) концентрированными щелочами, которые вызывают тяжелые колликвационные некрозы; 3) бытовыми чистящими веществами; 4) химическими веществами, применяемыми в промышленности; 5) химическими веществами, применяемыми во время вооруженных конфликтов. Разбрызгивание, проливание или проглатывание едкого вещества взрослыми и детьми чаще происходит случайно. Маленькие дети тянут в рот абсолютно все предметы, которые не убраны от них подальше или не спрятаны. ХО чаще бывают ограниченными, их площадь редко превышает 10% поверхности тела. ХО отличаются замедленным течением, постепенным отторжением омертвевших тканей, длительным заживлением. Для них характерны четкие границы и изменения кожи при поражении определенными веществами. При ожогах серной кислотой участки кожи приобретают черный цвет, хлористоводородной — светло-желтый, азотной — желто-зеленый, а уксусной — белый. Ожоговый шок наблюдается редко, обычно I–II степени. Особенности ХО глаз.
Заключение. ПП: 1) прекратить действие химических веществ путем снятия загрязненной одежды и аксессуаров; 2) удалить остатки едкого вещества или его частиц сухой тканью с поверхности тела; 3) обмывать пораженный участок кожи большим количеством проточной воды не менее 20 мин; 4) обработать ожоговую поверхность нейтрализующими средствами: при ожогах кислотами — 2–3% раствором гидрокарбоната натрия (пищевой соды), нашатырным спиртом, мыльной пеной, при ожоге щелочами — 2%-ным раствором лимонной или уксусной кислоты. Накладывается сухая (без лекарственных средств) асептическая повязка, при наличии шприц-тюбика — вводят обезболивающее средство; 5) для уменьшения боли возможно прикладывание к пораженному участку холода (полиэтиленовый пакет со льдом или куском замороженного мяса (рыбы) из холодильника, обернутый в ткань); 6) эвакуация в лечебное учреждение. При ХО глаз основное мероприятие ПП — немедленное и обильное промывание глаз. Следует раздвинуть веки и промывать глаз не менее 20 мин слабой струей проточной воды, затем наложить сухую повязку и срочно обратиться к врачу.
Об авторах
К. А. ШаповаловРоссия
Сыктывкар, Республика Коми
Л. А. Шаповалова
Россия
Сыктывкар, Республика Коми
Рецензия
Для цитирования:
Шаповалов К.А., Шаповалова Л.А. Химические ожоги. Особенности дидактики обучения первой помощи детей, школьников и подростков. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):343.
For citation:
Shapovalov K.A., Shapovalova L.A. Chemical burns. Didactics features of first aid training for children, schoolchildren and adolescents. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):343. (In Russ.)