Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Влияние дефицитного витаминно-элементного статуса на когнитивное развитие младших школьников

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Дефицит элементов и витамина D может приводить к нарушению развития ЦНС посредством влияния на процессы синаптогенеза, миелинизации и пролиферации нейронов с последующим снижением когнитивных способностей и академической успеваемости в школе.

Цель исследования. Оценить влияние дефицита элементов и витамина D в организме младших школьников, проживающих в Хабаровском крае, на их когнитивное развитие.

Пациенты и методы. Методом случайной выборки отобраны условно здоровые дети 7–8 лет, проживающие на территории Хабаровского края, разделенные в результате тестирования когнитивных способностей на две группы исследования: дети с низким когнитивным профилем (n = 30) и с нормальным интеллектуальным развитием (n = 30). Количественный анализ элементов и кальцидиола в сыворотке крови проводился с использованием метода ИСП-МС и иммуноферментного анализа соответственно.

Результаты. При анализе концентраций элементов и витамина D в сыворотке крови младших школьников было отмечено преобладание более низких значений Cu, Zn и витамина D в группе детей с когнитивным развитием ниже средних нормальных показателей (p < 0,05). Расчет относительного риска (ОР) свидетельствует о наличии прямой связи между дефицитом элементов и витамина D и вероятностью развития отклонений когнитивного профиля у ребенка. Так, ОР развития произвольного внимания ниже среднего повышается в 2 раза при дефиците Mg и 4 раза в одинаковой степени при недостаточной обеспеченности Zn и Cu (ОР = 2,000, 95% ДИ 1,020–3,922; ОР = 4,000, 95% ДИ 2,106–7,598 соответственно). Установлено, что дефицит Mg, Cu и Zn в организме ребенка способствует формированию низкого уровня развития словесно-логического мышления (ОР = 1,750, 95% ДИ 1,208–2,535; ОР = 2,200, 95% ДИ 1,392–3,477; ОР = 2,619, 95% ДИ 1,145–5,993 соответственно). В то же время дефицит Mg и витамина D снижает способность ребенка к умозаключениям (ОР = 1,750, 95% ДИ 1,208–2,535; ОР = 3,214, 95% ДИ 1,773–13,364 соответственно).

Заключение. В исследовании продемонстрировано потенциально негативное влияние дефицита элементов и витамина D на когнитивное развитие младших школьников Хабаровского края. Полученные результаты свидетельствуют о важной роли оптимального содержания элементов и витамина D в развитии интеллектуальных способностей каждого ребенка в отдельности, а также совершенствовании человеческих ресурсов и прогрессе страны в целом.

Об авторах

М. А. Чернобровкина
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Хабаровск



О. А. Сенькевич
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Хабаровск



Ю. Г. Ковальский
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Хабаровск



Л. П. Зуева
КГБУЗ «Детская городская клиническая больница» им. В.М. Истомина Министерства здравоохранения Хабаровского края
Россия

Хабаровск



Рецензия

Для цитирования:


Чернобровкина М.А., Сенькевич О.А., Ковальский Ю.Г., Зуева Л.П. Влияние дефицитного витаминно-элементного статуса на когнитивное развитие младших школьников. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):335.

For citation:


Chernobrovkina M.A., Senkevich O.A., Kovalsky Yu.G., Zueva L.P. The role of vitamin-element composition deficiency in younger schoolchildren cognitive development. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):335. (In Russ.)

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International.


ISSN 2687-0843 (Online)