Генетические и приобретенные факторы риска тромбозов у новорожденных детей
Аннотация
Актуальность. В последнее пятилетие отмечается рост венозных и артериальных тромбозов у новорожденных детей. Однако многоцентровых исследований в изучении неонатальных тромбозов не проводилась. Не разработан единый протокол по диагностике, лечению и профилактике тромбозов у новорожденных, что требует дальнейшего изучения предикторов развития артериальных и венозных тромбозов у детей.
Цель исследования. Провести анализ генетических и приобретенных факторов риска развития артериальных и венозных тромбозов у новорожденных детей.
Пациенты и методы. Исследование было проведено у 103 новорожденных детей от 0 до 28 дней жизни. Из них доношенных детей было 89,3% (n = 92). В процессе наблюдения дети были разделены на две группы. Первую группу (I) составили новорожденные, перенесшие артериальные и венозные тромбозы в первые 28 дней жизни, в количестве 46 человек; из них 35 человек (76%) были доношенными, 11 человек — недоношенными (24%). Вторую группу (II) составили здоровые новорожденные дети в количестве 57 человек.
Результаты. Анализ анте- и перинатального анамнеза всех обследуемых детей (n = 103) выявил тенденцию к более высокой частоте рождения детей с тромбозами от первой беременности (соответственно 23,9 и 10,5%, р ≤ 0,069). При анализе антенатального периода в I группе выявлена достоверно более высокая частота нарушения маточно-плацентарного кровотока при беременности, чем во II группе (соответственно 39 и 18%, р ≤ 0,014). Средняя оценка по шкале APGAR у детей I группы на 1-й и 5-й мин была достоверно ниже по сравнению со II группой (соответственно р ≤ 0,01 и р ≤ 0,007). Молекулярно-генетическое исследование полиморфизмов генов включало исследование плазменного, тромбоцитарного и фибринолитического звеньев гемостаза. В I группе отмечена более высокая частота тромбогенных вариантов гена фибриногена FGB — 455G/A, гена активатора плазминогена PAI-1 4G/4G и гена интегрина альфа-2 ITGA2 807T/T. Напротив, во II группе обнаружена более высокая частота вариантов гена FGB — 455G/G и гена PAI-1 — 5G/5G. Различий между группами в частоте генотипов генов других коагуляционных факторов — F2, F5, F7 и F13 — не обнаружено.
Заключение. На основании проведенного анализа генетических и приобретенных факторов риска артериальных и венозных тромбозов у новорожденных детей можно заключить, что предикторами их развития являются нарушения маточно-плацентарного кровотока у беременных женщин, гестационный возраст (33–36 нед), гипоксия на 1-й и 5-й мин после рождения. Генетическим фактором развития артериальных и венозных тромбозов в период новорожденности являются варианты гена фибриногена FGB — 455G>А (%AR = 57), гена ингибитора активатора плазминогена PAI-1 — 6754G>4G (%AR = 58) и гена интегрина альфа-2 ITGA2 807T/T (%AR = 57).
Об авторах
О. А. ФилипповаРоссия
Екатеринбург
И. В. Вахлова
Россия
Екатеринбург
Н. Н. Кузнецов
Россия
Екатеринбург
Рецензия
Для цитирования:
Филиппова О.А., Вахлова И.В., Кузнецов Н.Н. Генетические и приобретенные факторы риска тромбозов у новорожденных детей. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):323.
For citation:
Filippova O.A., Vakhlova I.V., Kuznetsov N.N. Genetic and acquired risk factors for thrombosis in newborns. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):323. (In Russ.)