Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Особенности оказания реабилитационной помощи детям с последствиями перинатальных поражений нервной системы в условиях детской поликлиники

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Последствия перинатальных поражений центральной нервной системы (ПП ЦНС) в виде цефалгий различного генеза, когнитивных и поведенческих отклонений выявляются у 30% школьников, часто они усугубляются нарушениями микросоциальных условий жизни ребенка.

Цель исследования. Обосновать необходимость оказания медико-социальной помощи детям с заболеваниями нервной системы на основании выявленных у них эмоционально-поведенческих нарушений и особенностей семейного воспитания.

Пациенты и методы. Осуществлено комплексное психологическое обследование 89 детей 9–11 лет с последствиями ПП ЦНС с помощью теста тревожности Филипса, проективного теста Коха «Дерево», метода социометрии, изучения самооценки по тесту «Я и школьные знания» (А. Прихожан). Выявление типов нарушения семейного воспитания проведено с помощью опросника анализа семейного воспитания (Эйдемиллер Э.Г., 1996). Группу контроля составили 63 неврологически здоровых ребенка.

Результаты. У половины детей с последствиями ПП ЦНС выявлен повышенный и высокий уровень тревожности, в отличие от детей группы сравнения с нормальным уровнем. У детей I группы были выше общая тревожность в школе, страх самовыражения, проверки знаний, не соответствовать ожиданиям окружающих, а также низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. У них был выявлен больший уровень импульсивности, агрессивности, нейротизма, склонности к пониженному настроению, ранимости, более низкий уровень дисциплинированности. Низкую самооценку имели 24,7% детей I группы и 6,3% — II. Неблагоприятный социальный статус среди детей I группы выявлялся чаще, чем во II группе (42,7 и 6,67%, р < 0,001). Демократический стиль семейного воспитания достоверно чаще был у детей без последствий ПП ЦНС. В условиях гиперпротекции воспитывались 62,9% детей I группы, в результате чего дети становились неуверенными в себе, 13,5% — в условиях повышенной моральной ответственности. В группе детей с последствиями ПП ЦНС чаще встречались личностные проблемы родителей: воспитательская неуверенность, непоследовательность и несогласованность воспитания, фобии утраты ребенка, проецирование на ребенка своих проблем, неотреагированных чувств, чрезмерность запретов.

Заключение. Высокий уровень тревожности, низкая самооценка, склонность к конфликтам, низкая дисциплинированность, неблагоприятный социальный статус являются важными социально значимыми проблемами детей с последствиями ПП ЦНС. В программе медико-социального сопровождения детей с последствиями ПП ЦНС, реализуемой педиатром и неврологом детской поликлиники, следует уделять большее внимание вопросам семейного воспитания, направленного на обучение ребенка навыкам адекватности эмоциональных проявлений, снятию напряжения, саморегуляции, повышению коммуникативных навыков.

Об авторах

М. Н. Салова
ОБУЗ ИКБ им. Куваевых, детская поликлиника № 8
Россия

Иваново



Е. В. Шеманаева
ОБУЗ ИКБ им. Куваевых, детская поликлиника № 8
Россия

Иваново



Т. А. Клепикова
ОБУЗ ИКБ им. Куваевых, детская поликлиника № 8
Россия

Иваново



Рецензия

Для цитирования:


Салова М.Н., Шеманаева Е.В., Клепикова Т.А. Особенности оказания реабилитационной помощи детям с последствиями перинатальных поражений нервной системы в условиях детской поликлиники. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):268.

For citation:


Salova M.N., Shemanaeva E.V., Klepikova T.A. Features of rehabilitation care for children with perinatal nervous system damage outcomes in children's outpatient clinic. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):268. (In Russ.)

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0843 (Online)