Современные проблемы нормативно-правового регулирования первичной медико-санитарной помощи детям
Аннотация
Актуальность. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) — основа системы оказания медицинской помощи. Проблемы в оказании ПМСП, обусловленные несовершенным нормативно-правовым регулированием, вызывают затруднения в функционировании системы ПМСП.
Цель исследования. Провести анализ нормативноправовой базы системы оказания ПСМП детям, исходя из текущего состояния здоровья детского населения, заявляемых задач при функционировании такой системы и ее ресурсного обеспечения.
Пациенты и методы. Проведенный анализ заболеваемости, профилактических осмотров детей и подростков позволил разработать математическую модель расчета трудозатрат на выполнение функций участкового врача-педиатра, врачей-специалистов поликлиники по выполнению основных функций, проанализирован порядок внутреннего и внешнего взаимодействия служб, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению 0–17 лет.
Результаты. Оказание ПМСП в Российской Федерации регламентировано рядом нормативно-правовых документов (более 20 документов по различным видам деятельности). В детской поликлинике выделяются два направления оказания ПМСП: оказание ПМСП прикрепленному детскому населению (территориальный принцип) и оказание ПМСП несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях. Математическая модель расчета трудозатрат показала, что при норме часов (1664,9) участкового врачапедиатра в год временные затраты на амбулаторный прием составят: 279,7 ч (только острая патология) + 345 ч (диспансерное наблюдение) + 422,4 ч (осмотры перед прививкой) — 1047 ч/год. Нормативное время амбулаторного приема составляет 651 ч/год, т.е. в 1,6 раза меньше требуемого. Время, затрачиваемое на выполнение квартирных вызовов, превышает плановую нормативную нагрузку на 13,2%. Дефицит времени на выполнение основных функций имеется у врача-невролога, офтальмолога.
Заключение. 1. Малоэффективное нормативно-правовое регулирование создает диссонанс на уровне первичной медико-санитарной помощи. 2. Ресурсное обеспечение, в первую очередь организационное и кадровое, не обеспечивает потребности направлений деятельности. 3. Необходима ревизия отраслевых нормативноправовых актов по нормированию деятельности с учетом реальных запросов и потребностей. 4. Необходимо нормативное, методическое и методологическое обеспечение деятельности детской поликлиники.
Об авторах
В. И. ОрелРоссия
Санкт-Петербург
А. В. Ким
Россия
Санкт-Петербург
М. С. Антипов
Россия
Санкт-Петербург
Е. Е. Орлов
Россия
Санкт-Петербург
Н. А. Гурьева
Россия
Санкт-Петербург
Л. Л. Шарафутдинова
Россия
Санкт-Петербург
Д. В. Ченцов
Россия
Санкт-Петербург
И. С. Катаева
Россия
Санкт-Петербург
Рецензия
Для цитирования:
Орел В.И., Ким А.В., Антипов М.С., Орлов Е.Е., Гурьева Н.А., Шарафутдинова Л.Л., Ченцов Д.В., Катаева И.С. Современные проблемы нормативно-правового регулирования первичной медико-санитарной помощи детям. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):228.
For citation:
Orel V.I., Kim A.V., Antipov M.S., Orlov E.E., Guryeva N.A., Sharafutdinova L.L., Chentsov D.V., Kataeva I.S. Current issues of statutory regulation in children primary health care. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):228. (In Russ.)