Организационные проблемы в деятельности детской стоматологической поликлиники
Аннотация
Актуальность. С возрастающей потребностью в оказании стоматологической помощи детскому населению, но при этом без изменения ресурсного обеспечения необходим поиск новых организационных технологий в деятельности стоматологической организации для повышения качества медицинской помощи и удовлетворенности пациента.
Цель исследования. Определение организационных проблем с позиции пациентов, законных представителей детей до 15 лет и медицинского персонала, а также возможности применения технологий бережливого производства для совершенствования работы детской стоматологической поликлиники.
Пациенты и методы. Проанализированы результаты социологического исследования пациентов, законных представителей детей до 15 лет (157 человек) и медицинского персонала (55 сотрудников) одной из детских стоматологических поликлиник в Санкт-Петербурге. Анкетирование проводилось анонимно. Выявление временных потерь при обращении пациентов за медицинской помощью в стоматологическую поликлинику определялось с помощью хронометражного исследования затрат времени пациентов при нахождении в поликлинике.
Результаты. При оценке данных анкетирования пациентов и законных представителей детей до 15 лет было выявлено, что 65,0% в целом были удовлетворены обслуживанием в данной поликлинике. Однако 40,8% респондентов отметили недостаточное количество указателей для удобного перемещения по поликлинике. Также много нареканий было на сложность записи на прием (62,4% пациентов). Анкетирование сотрудников показало, что 80,0% врачей считают основной проблемой при приеме пациента большие временные затраты на оформление медицинской документации на бумажных носителях. В начале исследования текущее состояние временных затрат посетителей в регистратуре составляло 15–20 мин, что, по данным анкетирования, отрицательно сказывалось на настроении пациентов и их мнении о поликлинике. По данным хронометражного исследования рабочего процесса врача-стоматолога детского можно утверждать, что максимальная часть затрат рабочего времени на непосредственное оказание пациенту медицинской помощи с конкретным заболеванием в среднем составляет 39,3 ± 2,8 мин, работа по заполнению медицинской документации составляет 13,5 ± 2,3 мин, в итоге в среднем на одного пациента врач тратит 52,8 ± 5,1 мин, что способствует формированию очереди в коридоре перед кабинетом.
Заключение. Таким образом, анализ результатов исследования дал возможность выявить наиболее важные организационные проблемы, с которыми сталкивается стоматологическая поликлиника. Решение данных проблем с целью улучшения деятельности медицинской организации и совершенствования существующих процессов должно базироваться на эффективном использовании имеющихся ресурсов системы здравоохранения и критериях новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Достичь этого возможно с помощью применения концепции бережливого производства.
Об авторах
В. И. ОрелРоссия
Санкт-Петербург
Н. А. Гурьева
Россия
Санкт-Петербург
В. И. Смирнова
Россия
Санкт-Петербург
В. А. Затулкин
Россия
Санкт-Петербург
Рецензия
Для цитирования:
Орел В.И., Гурьева Н.А., Смирнова В.И., Затулкин В.А. Организационные проблемы в деятельности детской стоматологической поликлиники. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):226.
For citation:
Orel V.I., Guryeva N.A., Smirnova V.I., Zatulkin V.A. Organizational issues of children's dental clinic activities. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):226. (In Russ.)