Синдром «cухого глаза» у детей с белково-энергетической недостаточностью
Аннотация
Актуальность. Синдром «сухого глаза» (ССГ) у детей встречается значительно реже, чем у взрослых, его нередко диагностируют среди детей, носящих контактные линзы, с глаукомой, с хроническим увеитом, сахарным диабетом, рядом врожденных заболеваний век, слезных желез. Сопутствующая соматическая патология, такая как белково-энергетическая недостаточность (БЭН), является одним из предикторов развития данной патологии.
Цель исследования. Представить клинический случай патологии передней поверхности глазного яблока на фоне БЭН у ребенка в возрасте 5 лет.
Пациенты и методы. В приемное отделение детского стационара, работающего в режиме круглосуточной неотложной помощи, обратился мальчик 5 лет. Со слов мамы, ребенок предъявляет жалобы на покраснение левого глаза, светобоязнь при ярком свете, которые беспокоят около 4 мес. Наблюдался амбулаторно с диагнозом «конъюнктивит», за время лечения получал эпибульбарно в оба глаза дексаметазон, сульфацил натрия, тобрамицин, ципрофлоксацин, декспантенол гель, индоколлир, колларгол, димедрол и внутрь цетиризин. Эффект от лечения непостоянный, отмечают возобновление вышеуказанных жалоб после отмены препаратов, в связи с чем вновь обратились за медицинской помощью.
Результаты. Проведено клинико-лабораторное обследование пациента: осмотрен педиатром, ЛОР-врачом, офтальмологом, проведены общий анализ крови, биохимическое исследование крови, общий анализ мочи. Выставлен диагноз: «Хроническая белково-энергетическая недостаточность. ССГ, увеит, гнойная язва роговицы левого глаза». В связи с этим пациент госпитализирован в офтальмологическое отделение детского стационара. В подходе к выбору лечения глаз учитывался преморбидный фон ребенка: имелись сопутствующие диагнозы и фоновые состояния, обусловленные БЭН умеренной и слабой степени. Наряду с дефицитом массы тела (индекс массы тела на момент госпитализации составил 13 кг/м2), присутствовали синдром трофических расстройств (сухость кожных покровов и видимых слизистых оболочек, истончение подкожно-жировой клетчатки, снижение тургора тканей), синдром пищеварительных нарушений — снижение толерантности к пище (L20.8), синдром дисфункции ЦНС (F09), железодефицитная анемия (D50) и снижение иммунобиологической реактивности — геморрагический цистит (N39.0), острый ринофарингит (J02.8). Лечение заключалось в коррекции БЭН, антибактериальной, противовоспалительной терапии системно и локально с включением репарантов местно.
Заключение. В представленном клиническом случае пациент, поступивший в офтальмологическое отделение с основными жалобами на болезненные ощущения в глазах, имел сопутствующие диагнозы и фоновые состояния, обусловленные БЭН умеренной и слабой степени. Комплексный подход к диагностике и лечению позволил достичь значимой стабилизации и стойкого эффекта в офтальмологическом статусе пациента.
Об авторах
В. А. НадеждаРоссия
Тюмень
Т. С. Древницкая
Россия
Тюмень
Е. Б. Храмова
Россия
Тюмень
Е. П. Ашихмина
Россия
Тюмень
Рецензия
Для цитирования:
Надежда В.А., Древницкая Т.С., Храмова Е.Б., Ашихмина Е.П. Синдром «cухого глаза» у детей с белково-энергетической недостаточностью. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):213.
For citation:
Nadezhda V.A., Drevnitskaya T.S., Khramova E.B., Ashikhmina E.P. Dry eye syndrome in children with protein-calorie deficiency. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):213. (In Russ.)