Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Оценка влияния внеурочной деятельности на гармоничность развития детей младшего школьного возраста

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Тенденции современного общества побуждают родителей к вовлечению детей с раннего возраста в дополнительные общеобразовательные программы, что оказывает влияние на гармоничность развития.

Цель исследования. Изучить влияние вовлечения ребенка во внеурочную деятельность и дополнительные общеобразовательные программы на гармоничность развития.

Пациенты и методы. Нами проведена разработка и экспертная оценка 117 открытых анкет на базе Google Forms, включающих вопросы для родителей о массе тела, длине тела при рождении, в 6 и 9 лет по комплексным медицинским осмотрам, типе занятий, нагрузке детей 9-летнего возраста с внеурочной активностью. Гармоничность развития оценивалась по соответствию антропометрических показателей друг другу непараметрическим центильным методом оценки физического развития. Математическая обработка результатов проводилась программой Microsoft Excel с использованием общепринятых методов вариационной ­статистики.

Результаты. Внеурочной активностью со стажем более трех лет охвачены 73,5% (86) детей: девочки — 58,1%, мальчики — 41,9%. Посещают одно детское внешкольное учреждение 22 (25,6%) ребенка, две секции — 47 (54,6%), три и более — 17 (19,8%). При оценке гармоничности антропометрических признаков установлена тенденция к избытку массы тела у учащихся, не вовлеченных в дополнительные программы. Отмечена тенденция к снижению массы тела при сохранении центильного интервала по показателю роста у школьников с культурной или языковой активностью, что является критерием дисгармоничности физического развития. При сравнительном анализе показателей детей младшего школьного возраста обнаружены высокие значения длины тела и массы тела при активных занятиях спортом. Установлено, что среди детей с дисгармоничным физическим развитием школьники с внеурочной активностью преобладают над учащимися без внеурочной деятельности (41 и 26% соответственно). При дополнительных занятиях более двух раз в неделю у учеников, совмещающих спортивную секцию и занятия культурной направленности, переход на дисгармоничный уровень развития происходит в 40% случаев. При изучении языков, дополнительном художественном и музыкальном образовании (начало занятий в 3 года или ранее) — в 50% случаев.

Заключение. Внеурочная деятельность и дополнительные общеобразовательные программы оказывают влияние на гармоничность развития детей при более раннем вовлечении, а также с большой временной нагрузкой и высокой кратностью занятий (более двух раз в неделю). У всех детей, которые начали посещать кружки в возрасте трех лет и ранее, и у половины третьеклассников с внеурочной деятельностью более 10 ч в неделю отмечается дисгармоничное развитие.

Об авторах

Ю. И. Куртанидзе
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет»
Россия

Иркутск



Н. И. Холмогорова
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет»
Россия

Иркутск



Н. А. Пекарец
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет»
Россия

Иркутск



Рецензия

Для цитирования:


Куртанидзе Ю.И., Холмогорова Н.И., Пекарец Н.А. Оценка влияния внеурочной деятельности на гармоничность развития детей младшего школьного возраста. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):167.

For citation:


Kurtanidze Yu.I., Kholmogorova N.I., Pekarets N.A. Off-hour activities impact on the development harmony of primary school-aged children. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):167. (In Russ.)

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0843 (Online)