Оценка влияния внеурочной деятельности на гармоничность развития детей младшего школьного возраста
Аннотация
Актуальность. Тенденции современного общества побуждают родителей к вовлечению детей с раннего возраста в дополнительные общеобразовательные программы, что оказывает влияние на гармоничность развития.
Цель исследования. Изучить влияние вовлечения ребенка во внеурочную деятельность и дополнительные общеобразовательные программы на гармоничность развития.
Пациенты и методы. Нами проведена разработка и экспертная оценка 117 открытых анкет на базе Google Forms, включающих вопросы для родителей о массе тела, длине тела при рождении, в 6 и 9 лет по комплексным медицинским осмотрам, типе занятий, нагрузке детей 9-летнего возраста с внеурочной активностью. Гармоничность развития оценивалась по соответствию антропометрических показателей друг другу непараметрическим центильным методом оценки физического развития. Математическая обработка результатов проводилась программой Microsoft Excel с использованием общепринятых методов вариационной статистики.
Результаты. Внеурочной активностью со стажем более трех лет охвачены 73,5% (86) детей: девочки — 58,1%, мальчики — 41,9%. Посещают одно детское внешкольное учреждение 22 (25,6%) ребенка, две секции — 47 (54,6%), три и более — 17 (19,8%). При оценке гармоничности антропометрических признаков установлена тенденция к избытку массы тела у учащихся, не вовлеченных в дополнительные программы. Отмечена тенденция к снижению массы тела при сохранении центильного интервала по показателю роста у школьников с культурной или языковой активностью, что является критерием дисгармоничности физического развития. При сравнительном анализе показателей детей младшего школьного возраста обнаружены высокие значения длины тела и массы тела при активных занятиях спортом. Установлено, что среди детей с дисгармоничным физическим развитием школьники с внеурочной активностью преобладают над учащимися без внеурочной деятельности (41 и 26% соответственно). При дополнительных занятиях более двух раз в неделю у учеников, совмещающих спортивную секцию и занятия культурной направленности, переход на дисгармоничный уровень развития происходит в 40% случаев. При изучении языков, дополнительном художественном и музыкальном образовании (начало занятий в 3 года или ранее) — в 50% случаев.
Заключение. Внеурочная деятельность и дополнительные общеобразовательные программы оказывают влияние на гармоничность развития детей при более раннем вовлечении, а также с большой временной нагрузкой и высокой кратностью занятий (более двух раз в неделю). У всех детей, которые начали посещать кружки в возрасте трех лет и ранее, и у половины третьеклассников с внеурочной деятельностью более 10 ч в неделю отмечается дисгармоничное развитие.
Об авторах
Ю. И. КуртанидзеРоссия
Иркутск
Н. И. Холмогорова
Россия
Иркутск
Н. А. Пекарец
Россия
Иркутск
Рецензия
Для цитирования:
Куртанидзе Ю.И., Холмогорова Н.И., Пекарец Н.А. Оценка влияния внеурочной деятельности на гармоничность развития детей младшего школьного возраста. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):167.
For citation:
Kurtanidze Yu.I., Kholmogorova N.I., Pekarets N.A. Off-hour activities impact on the development harmony of primary school-aged children. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):167. (In Russ.)