Оценка здоровья детей школьного возраста
Аннотация
Актуальность. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей является обязательным методом контроля процесса роста и формирования организма. Особенно значимо оно в школьном возрасте в связи с возрастающей учебной нагрузкой, снижением двигательной активности, нарушением режима дня и питания.
Цель исследования. Провести комплексную оценку состояния здоровья учащихся общеобразовательной школы.
Пациенты и методы. Всего был обследован 641 школьник 1–11-х классов в возрасте от 6 до 17 лет, из них 316 мальчиков (49,3%) и 325 девочек (50,7%). Оценка состояния здоровья детей проведена в результате изучения анамнеза жизни и заболевания, физического и нервно-психического развития ребенка, данных клинического осмотра, лабораторных исследований и заключения узких специалистов. Группа здоровья определена в соответствии с Инструкцией о порядке проведения диспансеризации, утвержденной постановлением МЗ РБ № 96 от 12.08.2016.
Результаты. Группа здоровья наиболее объективно характеризует состояние здоровья каждого ребенка и контингента детей в целом. К I группе здоровья отнесены 99 школьников (15,4%), ко II — 459 детей (71,6%), к III — 77 человек (12,0%), к IV — 6 школьников (1,0%). Установлено, что к I группе здоровья относились преимущественно школьники 2, 3 и 4-х классов (25,0, 28,3 и 20,0% соответственно) и в меньшей степени — школьники 8–10-х классов (по 6,7%) и 11-х классов (2,4%). Минимальное количество детей со II группой отмечено в 11-м классе (61,0%), а максимальное — в 1-м классе (80,0%). Число детей с III группой здоровья прогрессивно увеличивалось из года в год, достигнув максимального значения в 9–11-х классах — 26,7, 20,0 и 34,2% соответственно. IV группа здоровья отмечена у детей во 2, 6, 9–11-х классах и составляла от 1,7 до 3,3%. У школьников 1-го класса наиболее часто диагностировались ЛОР-заболевания (31,7%), нарушения со стороны органа зрения (30,0%), заболевания костно-мышечной системы (20,0%). У выпускников школы превалировали нарушения со стороны органа зрения (41,5%), заболевания сердечно-сосудистой (31,7%) и костно-мышечной систем (26,8%).
Заключение. Комплексная оценка состояния здоровья детей показала, что 13,0% школьников имеют хроническую патологию, которая прогрессивно увеличивается с возрастом (с 1-го по 11-й класс — в 7 раз). Среди выявленной патологии у детей доминируют нарушения органа зрения, заболевания костно-мышечной системы, ЛОР-патология, заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Полученные результаты диктуют необходимость усиления профилактических мероприятий. Осуществление этих задач невозможно без совместных усилий медицинских работников, педагогов, родителей и самих детей.
Об авторах
А. А. КозловскийРоссия
Гомель
Е. Н. Тимощенко
Россия
Гомель
А. В. Грибанов
Россия
Гомель
Рецензия
Для цитирования:
Козловский А.А., Тимощенко Е.Н., Грибанов А.В. Оценка здоровья детей школьного возраста. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):153.
For citation:
Kozlovsky A.A., Timoshchenko E.N., Gribanov A.V. Health assessment of school-aged children. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):153. (In Russ.)