Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Оценка здоровья детей школьного возраста

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей является обязательным методом контроля процесса роста и формирования организма. Особенно значимо оно в школьном возрасте в связи с возрастающей учебной нагрузкой, снижением двигательной активности, нарушением режима дня и ­питания.

Цель исследования. Провести комплексную оценку состояния здоровья учащихся общеобразовательной школы.

Пациенты и методы. Всего был обследован 641 школьник 1–11-х классов в возрасте от 6 до 17 лет, из них 316 мальчиков (49,3%) и 325 девочек (50,7%). Оценка состояния здоровья детей проведена в результате изучения анамнеза жизни и заболевания, физического и нервно-психического развития ребенка, данных клинического осмотра, лабораторных исследований и заключения узких специалистов. Группа здоровья определена в соответствии с Инструкцией о порядке проведения диспансеризации, утвержденной постановлением МЗ РБ № 96 от 12.08.2016.

Результаты. Группа здоровья наиболее объективно характеризует состояние здоровья каждого ребенка и контингента детей в целом. К I группе здоровья отнесены 99 школьников (15,4%), ко II — 459 детей (71,6%), к III — 77 человек (12,0%), к IV — 6 школьников (1,0%). Установлено, что к I группе здоровья относились преимущественно школьники 2, 3 и 4-х классов (25,0, 28,3 и 20,0% соответственно) и в меньшей степени — школьники 8–10-х классов (по 6,7%) и 11-х классов (2,4%). Минимальное количество детей со II группой отмечено в 11-м классе (61,0%), а максимальное — в 1-м классе (80,0%). Число детей с III группой здоровья прогрессивно увеличивалось из года в год, достигнув максимального значения в 9–11-х классах — 26,7, 20,0 и 34,2% соответственно. IV группа здоровья отмечена у детей во 2, 6, 9–11-х классах и составляла от 1,7 до 3,3%. У школьников 1-го класса наиболее часто диагностировались ЛОР-заболевания (31,7%), нарушения со стороны органа зрения (30,0%), заболевания костно-мышечной системы (20,0%). У выпускников школы превалировали нарушения со стороны органа зрения (41,5%), заболевания сердечно-сосудистой (31,7%) и костно-мышечной систем (26,8%).

Заключение. Комплексная оценка состояния здоровья детей показала, что 13,0% школьников имеют хроническую патологию, которая прогрессивно увеличивается с возрастом (с 1-го по 11-й класс — в 7 раз). Среди выявленной патологии у детей доминируют нарушения органа зрения, заболевания костно-мышечной системы, ЛОР-патология, заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Полученные результаты диктуют необходимость усиления профилактических мероприятий. Осуществление этих задач невозможно без совместных усилий медицинских работников, педагогов, родителей и самих детей.

Об авторах

А. А. Козловский
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Россия

Гомель



Е. Н. Тимощенко
ГУЗ «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника»
Россия

Гомель



А. В. Грибанов
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Россия

Гомель



Рецензия

Для цитирования:


Козловский А.А., Тимощенко Е.Н., Грибанов А.В. Оценка здоровья детей школьного возраста. Российский педиатрический журнал. 2022;3(1):153.

For citation:


Kozlovsky A.A., Timoshchenko E.N., Gribanov A.V. Health assessment of school-aged children. Russian Pediatric Journal. 2022;3(1):153. (In Russ.)

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0843 (Online)